История печатной рекламы в царской России

Историю рекламы в нашей стране можно условно поделить на два периода: досоветский и советский. Вопреки представлению многих о том, что в Российской Империи не было рекламы из-за низкой грамотности населения, завлекающие плакаты всё же существовали, и в очень большом количестве. Вторым методом рекламы в те времена были газеты, которые также были доступны только грамотным и богатым.

История печати плакатов в царской России напрямую связана с историей самой страны. Впервые рекламные плакаты появились в нашей стране в 1886 году. Привезли и технологию, и идею, конечно же, из Европы. Самый первый плакат, который заказали у российских типографов, рекламировал табак и папиросы. Успех рекламной кампании был просто ошеломительный, поэтому заказывать плакаты стали все производители, у которых было хотя бы немного свободных денег. На листовках можно было увидеть всё: мыло, кондитерские продукты, пиво, макароны, порох. Что характерно, заведения и мероприятия рекламировались мало, а вот конкретные продукты — очень часто.

Социальная реклама в России

history1Помимо коммерческих плакатов, открыта призывающих приобрести какую-то вещь, были и социальные листовки. Они появились во времена Первой мировой войны и призывали к благотворительности обеспеченные слои населения. На одной из таких афиш, которая датируется приблизительно 1914 годом, предлагалась помощь ветеранам войны, потерявшим кров. Тех, у кого всё в жизни было хорошо, призывали пожертвовать средства домам попечения.

Нередко реклама появлялась и в печатных изданиях, которых в то время было не так уж много. Самые известные газеты, такие как «Московский листок», «Северная пчела», «Голос» и многие другие часто публиковали на своих полосах рекламу товаров и услуг. Однако, тогда реклама не была основным источником дохода у владельцев газет, поэтому пропускали далеко не все объявления. Некоторые издания выживали вообще без единой коммерческой полосы. Кстати, под объявления активно использовались почтовые открытки, этикетки, программки в театре и даже меню. Словом, использовались любые возможные площади, вышедшие из под типографского станка. Некоторые из плакатов того времени действительно были своего рода шедеврами.